...по-моему тоже заметка Грюндика... Грю, ты не против, что я выкладываю их?
На одной вечеринке мой знакомый с самым серьезным видом доказывал мне, что современную музыку можно легко разделить на две основные категории: техно и джангл. Не желая спорить по пустякам, я подмигнул знакомому, да напомнил ему древний анекдот про ковбоя, твердившего о своей любви ко "всем видам музыки": и к "кантри", и к "вестерн".
Между тем, безумный мой приятель был, по сути, не так далек от истины, как это может показаться на первый взгляд. Техно-революция, о которой последние двадцать лет так много говорили киберпанки, свершилась по-чешски бескровно. Уильям Гибсон и Брюс Стерлинг вырыли фундамент, Брайан Ино и "Крафтверк" построили небоскреб, компьютерные игры и Интернет обеспечили зданию необходимое количество квартиросъемщиков.
Рок-н-ролл помог миллионам тинэйджеров 50-х - 60-х найти сублимацию в танце, техно-культура превратила танцплощадку в фетиш. Как сказал великий русский писатель Владимир Сорокин: "Сегодня не бывает великих писателей, зато бывают великие ди-джеи".
Некоторые люди утверждают, что массовая любовь к техно совпала с появлением так называемых синтетических наркотиков, в основном, экстази. Другие идут дальше и говорят о причинно - следственной связи. Между прочим, по-видимому, они правы.
Так или иначе, электронные музыканты бесцеремонно вторглись в шоу-бизнес, проникли на страницы модных журналов и MTV. На молодежных "толк-шоу" они котируются меньше, чем голливудские звезды, но зато больше, чем спортсмены и рокеры. Клип Фэтбой Слима, культивированный британским MTV последний месяц уже у всех навяз на зубах. Кстати, говорят, что видео обошлось звукозаписывающей компании Слима в десятки тысяч фунтов, в то время как сама песня стоила четыре фунта: три - за ДАТ-кассету и еще фунт за несколько чашечек кофе, выпитых Фэтбоем, пока он делал трек.
Электронщики выгодны звукозаписывающим компаниям даже больше, чем панк-рокеры, которые славились своим умением за три дня и с минимальным вложением средств записать вполне симпатичный и коммерчески выгодный продукт. Электронным вундеркиндам студия не нужна вовсе. Они привыкли писать (программировать) музыку у себя дома за компьютером, обложившись сэмплерами и грув-боксами. Афекс Твин и Майк Парадинас, Люк Вайберт и Фанки Порсини, Ди Джей Вадим и Джими Тенор свои лучшие творения записали в спальнях при слабом мерцании монитора и под растущий рокот разбуженных шумом соседей. Им, вундеркиндам из спален и посвящается цикл статей, представленных вашему вниманию.
***
C тех пор как Люк Вайберт (он же - Вагон Крайст, он же - Плаг) переехал в свою новую лондонскую квартиру, из его спальни раздаются странные звуки: то вдруг ангельский хор встревожит ночную тишину величественным минором, то неопознанного происхождения труба выведет нечто, одновременно напоминающее гимн Латинского квартала и колыбельную для Санты Клауса. И тут вступают барабаны, чуть окисленные" фильтрами и компрессором. Бесконечный ритмизированый поток легко отправляет случайного слушателя в кругосветное путешествие под вкрадчивое покачивание американского хип-хопа, и вдруг отрывает от поверхности земли россыпью зеркально отраженных друг в друге джангл-сэмплов.
Несмотря на очевидные безобразия, соседи еще никому на Люка не жалуются. Возможно, они думают, что этот субтильный юноша двадцати трех лет занимается тем, чем занимаются все бездельники его возраста: дни и ночи напролет слушает пластинки любимых групп. Собственно, Люк действительно делает то, что в его возрасте делают многие. Он не слушает пластинки, он их записывает.
"О, у меня не так уж много аппаратуры" - признается в одном из интервью Люк, - "Все, что у меня есть вполне помещается в одной небольшой комнате. Слева - старенький "Атари", сэмплер и миксер, справа - клавиши и "мультиэффект". И это все".
В 1998-м году мы можем говорить уже о целом поколении "квартирных" Бетховеннов. "Пожалуй, лишь Афекс хранит дома десятки загадочнейших приборов" - говорит Вайберт о своем приятеле Афекс Твине, одной из самых крупных звезд амбиентной музыки, - "другие, также как и я, пользуются минимумом".
Ограниченные пространства и средства впрочем отнюдь не мешают реализовываться разносторонней натуре Люка в самых неожиданных направлениях электронной музыки. Под своим именем он выпустил несколько альбомов так называемого хип-хопа. В своих работах он так далеко ушел от афро-американских стандартов, как, вероятно, Пелевин оторвался в своих фантастических романах от Герберта Уэллса. Впрочем, как блестяще доказали другие электронные монстры Ди Джей Вадим и Фанки Порсини, хип-хопом сегодня можно назвать все, что угодно.
Под псевдонимом Вагон Крайст весь "рубящий фишку" мир знает Вайберта как величайшего ре-миксера всех времен и народов. Если Мэд Профессор своими интерпретациями Мэссив Атак, вернул членов группы из пыльного Бристоля обратно в Африку, на пальмы, то Молоко именно после ре-миксов Вагон Крайста зазвучали действительно как команда, играющая трип-хоп.
И, наконец, проект Вайберта - Плаг с альбомом "Drum'n'bass for Papa". Ну что можно написать об одном из самых любимых альбомов: Поверьте, в своей жизни я слышал много джангла, этот - лучший. Вайберт творит со звуком чудеса. Его барабаны чавкают с поистине обезоруживающим изяществом. Из барабанов же, пропущенных через фильтры построены и мелодии, томящие душу и возбуждающие плоть. Чужие сэмплы, голосовые, взятые в основном из второсортных американских фильмов, придают музыке необходимую иронию и заставляют думать о недюжинном чувстве юмора, которым, по всей
видимости, обладает Вайберт. От всего этого "криша едит", как говорил Абдулов в фильме "Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви".
Избранная дискография
Big Soup (Mo Wax, 1997)
Первый альбом, выпущенный Вайбертом под его собственным именем. Посвящен одной занимательной, но, в общем, банальной для электронной музыки теме - космическому путешествию. Все композиции вполне вписываются в общую концепцию и по-своему хороши. Но, к сожалению, не более того.
So Long - Outro Do Unto Others (Mo Wax, 1997)
Этот e.p. - возможно, самый фанкоподобный хип-хоп, который человеческое ухо только может услышать. Если кому-нибудь вздумается научить лошадь танцевать, это стоит делать под композицию "Dance
Music". Если не поможет, поставьте лошади "Do Unto Others".
Plug "Drum & Bass For Papa" (Blue Planet, 1996)
Чтобы привыкнуть к альбому мне понадобилось некоторое время. Отвыкнуть от него я не могу до сих пор. Сверхэмоциональный и не на что не похожий драм энд бас.
Wagon Christ "Throbbing Pouch" (Rising High, 1995)
Не для начинающих. Первая половина альбома превосходна. Вторая - требует несколько повышенной концентрации. Если бы термин не был так глобально дискредитирован бесконечными подельщиками, стиль альбома можно было бы обозначить как acid jazz.
Избранные ре-миксы Вагон Крайста
Nine Inch Nails, Howie B, Mandalay, Pitchshifter, Bowling Green, DJ Food, Moloko, Meat Beat Manifesto, Ruby.
***
15 летний Шон и 17 летний Робби познакомились в 1987 году и с некоторым изумлением узнали, что имеют не только абсолютно одинаковый набор пластинок в своих фонотеках, но и очень схожие цели и интересы.
Через несколько лет ребята купили себе драм-машину и начали эксперименты со звуком, заполняя пространство между битами простыми, но трогательными музыкальными партиями. Если кого-то из вас интересуют подробности, то Шон пользовался для этого дешевым сэмплером от Casio, а Робби предпочитал 606-й Roland.
Пришла пора “делать имя”. Получив собственную передачу на радио, ребята вставляли свои композиции куда только можно. Их неконвенциональный подход к музыке привел к скорому выходу сингла. А посланная на адрес компании Warp демо-запись вернулась через год с предложением о сотрудничестве. Попытки классифицировать их музыку не дали ничего. Так, что единственное слово, которое можно использовать в описании их творчества - это слово Autechre.
Тэги записи: аудиофилия