Людям свойственно бояться неизвестного. Этот страх самое общечеловеческое свойство. Наверное, гораздо более значительное, чем прочие антропологические признаки.
Макс Фрай
Подчас жизнь складывается не так, как мы бы того хотели. И я не столько о тех моментах, когда внешние обстоятельства собираются в грозовые облака, а бьющие из них молнии того и гляди попадут прямиком в темечко. Я скорее о тех случаях, когда эти облака скапливаются где-то глубоко внутри и внутренняя погода становится нестерпимо холодной или жаркой, или влажной, или сухой…
В общем, не оптимальной.
И ведь не помогут зонтики с перчатками, когда, например, вдруг понимаем, что злимся на кого-то, на кого, по сути, не стоит злиться. Или обнаруживаем, что ленимся уже которую минуту подряд. Или боимся чего-то… Или что-то внутри мешает, саботирует, раздражает… И фраза о том, что «у природы нет плохой погоды» кажется чем-то к нам совсем не относящимся.
Что происходит перед тем, как мы обнаруживаем себя в том или ином не подходящем для текущей ситуации состоянии?
- Во-первых, как правило, к моменту осознания этого факта мы уже некоторое время в этом состоянии находились.
- Во-вторых, у этого состояния была некоторая динамика – способ, которым оно фактически оформлялось и развивалось.
- В-третьих, что-то вокруг нас (да и внутри нас) происходило до того, как состояние начало зарождаться и мы оказались не там, где хотели.
Давайте поговорим о первом пункте: внимании к своему внутреннему миру и к проходящим в нем процессам. Чем быстрее мы обратим внимание на царящие там тенденции, тем больше шансов остаться не просто наблюдателем внутренней пасмурной погоды, будучи затопляемым собственными эмоциями или выжигаемым ими же, а еще и освоить профессию синоптика. А ведь можно и научиться разгонять тучи. Или, в крайнем случае, загодя оказываться в некотором убежище, предвидя приближение внутренних смерчей.
Это навык. И как в случае с другими навыками, успешное управление вниманием к внутреннему пространству, его изучение и обустройство зависит от двух факторов:
- Интерес к освоению навыка и принятие важности его применения, а также любопытство по отношению к своему внутреннему миру.
- Понимание структуры навыка – пути его освоения.
Мотивационная часть, позволяющая испытать интерес к тому, как же все это работает, может являться как следствием внешних обстоятельств, так и следствием обстоятельств внутренних. Я сейчас не пишу об этом. Я опишу, каким образом мы можем находить не оптимальные состояния на максимально раннем этапе их возникновения. В идеале – это может происходить в самом начале. При самых, так сказать, первых ударах грома.
А структура навыка в упрощенном описании такова:
- Активное инспектирование внутреннего мира. Проще говоря – мы время от времени спрашиваем себя: все ли с нами в порядке, не собирается ли дождик где-то на периферии нашего сознания. Есть, конечно, шанс упустить что-то важное между подобными вопросами в случае, если они задаются слишком редко. Но эта задача решается уточненным расписанием опросов и успешно дополняется пунктом вторым, о котором ниже. Еще хорошо, конечно, не стать эдаким подозрительным типом, мрачно выискивающим всяческие неполадки там, где их нет, и придирающимся по всяким пустякам. Речь идет о спокойном и доброжелательном намерении по-хозяйски проверять, что там внутри и как.
- Выделение части внимания, которая пассивно ожидает поступающих из глубин нашего внутреннего мира сообщений-весточек. Я говорю о фоновом состоянии ровного и спокойного ожидания. Какой-то частью себя ждем, пока что-либо внутри нас самостоятельно отчетливо не произнесет, что, кажется, дождь собирается, активно привлекая тем самым наше внимание к месту локальной непогоды.
Фактически момент обнаружения того, что наше состояние изменяется в направлении, которое нас не обрадует, и есть та самая первая точка, в которой мы можем что-либо предпринять. И чем раньше мы ее обнаружим, тем больше у нас разнообразных опций для привнесения изменений.