Если у вас паранойя, то... забудьте ту старую известную шутку, а лучше возьмитесь за жизнь двумя руками.
Заведу речь о паранойе. Почему? Потому что несколько моих клиентов столкнулись с данным феноменом, так что у меня накопилось много мыслей по теме. Научу понимать заодно и вас, когда вы столкнулись именно с параноиком. Но скажу (а, точнее, напомню) сразу: мы не говорим о диагнозе. Мы говорим о чертах характера, которые формируют акценты, уводящие вдаль от нормы. А это уже частенько встречается в быту.
Тут же упомяну о тех статьях, в которых я уже разбирал различные акцентуации:
- 16 законов Вашей здоровой психики - определение нормы.
- Какая духовная практика подойдет именно вам? - по абзацу о некоторых из возможных акцентов.
- О потребности в достижениях, или немного о нарциссах - об особенностях характера нарциссов.
- Не можете прыгнуть? - о тех (и для тех), кого поймала в свои сети депрессия
У каждого подобного акцента есть три возможных варианта выраженности: невротический, пограничный, психотический. При этом признаки будут одни и те же, просто интенсивность будет разной. Но не стоит воспринимать это, как обязательный вектор развития. Поскольку паранойя закладывается в глубоком детстве, степень ее выраженности закладывается там же. То есть, если вырос человек с невротическим параноидальным акцентом, то он совершенно не обязательно дойдет до психотической выраженности этой черты. Хотя может, конечно, произойти всякое... Например, если возникнет серия травм, то переход от невроза к психозу может и произойти. Правда и находящийся в абсолютной норме человек может до психоза докатиться. Вопрос лишь в интенсивности происходящих с ним переживаний.
Чем ближе параноик к психотической границе, тем меньше присутствует у него контакт с реальностью. И если невротический параноик еще хоть как-то готов говорить о своих чувствах и переживаниях, то психотический и пограничный - уже нет.
- Исходное недоверие ко всем окружающим, которое достигает уровня бреда. Такой человек всегда ждет негативного поведения людей. И тогда из огромного количества окружающих его событий и ситуаций он выделяет именно те, которые подкрепляют его теорию. Важно понять, что такое восприятие не имеет обратной тенденции: если кто-то воспринимается врагом, то он уже не станет другом. А если кто-то из друзей говорит с врагом, то и он тоже враг. Но давайте-ка отметим, что этот признак находится на рациональном уровне. То есть у человека есть логическое объяснение тому, почему все так происходит. И у вас может быть иная точка зрения, но в логике такому человеку не отказать.
- Сомнения в отношении знакомых, близких в отношении их лояльности. Вот это уже работает бессознательно. Человек не может объяснить, почему это так. Но для него это так. Он ощущает сомнения каким-то шестым чувством. И единомышленника, с которым можно посомневаться, тут найти не просто. Усиливается социальная изоляция.
- Опасения, связанные с нанесением вреда. По мнению данного человека некто не просто плохо о нем думает, но и обязательно нанесет ему когда-либо вред. Причем вред физический и ощутимый.
- Обиды не прощаются и накапливаются. На сознательном уровне человек с параноидальными чертами характера обид не помнит, но когда кто-то случайно наступит на те же грабли, что и раньше, реакция параноика может быть неадекватной.
- Принципиальное недоверие как общая жизненная стратегия. Параноики не просто не доверяют кому-то, а попросту считают доверие чем-то в корне неверным. Параноики боятся расслабиться. По этому признаку их, кстати, легко "вычислить". Если в группе вы видите как кто-то сидит с широко раскрытыми глазами и напряженно сканирует пространство в то время, как все остальные расслабленно общаются, то можно предполагать наличие у такого человека параноидальных черт.
- Легкая подверженность психическим травмам. Параноики не переносят травмы. Их легко задеть. Они сразу идут в атаку.
- Патологическая ревность без оснований. И зашкаливающая зависть внутри (понимаете ведь, что ревность и зависть имеют одни и те же корни?). С завистью параноики справляются с помощью своего любимого защитного механизма психики - проекции: "Это не я завидую. Это они мне завидуют". И сразу же после этого они начинают на эту мнимую зависть злиться. Разумеется не на себя, а не тех, кто якобы завидует.
Семь набранных признаков в одном человеке встречаются редко. Если все-таки встретились, то можно говорить о психотической выраженности паранойи. Таких людей мало. И шанс того, что кто-то из нас является таким человеком (либо же шанс встретить такого человека в своем ближнем окружении) чрезвычайно мал. Разумеется, могут отсутствовать и все признаки разом. Значит речь не идет о паранойе. Но тогда вам наверное и дальше читать смысла нет. Разве что из чистого любопытства.
Это точные и четкие симптомы паранойи? Нет. Это приблизительные наметки, чтобы чуточку яснее стала структура характера.
Итак, параноик-невротик принимает, что его проблемы находятся внутри него. Параноик-психотик будет настаивать, что его проблемы в окружении. Невротик думает приблизительно так: "Они - враги, но мне с ними жить, поэтому я буду свои ценные неразделяемые идеи держать при себе". У психотика все намного более запущено.
В основе формирования параноидного человека обычно лежит критицизм, наказание, зависящее от каприза взрослых, которых никак нельзя удовлетворить, а также крайняя степень испытанного им в детстве унижения. Паранойя часто может сформироваться из-за соперничества между сиблингами. Особенно если постоянно приходится доказывать родителям, что ты лучше, чем он.
Посмотрим, какой должна быть структура семьи для того, чтобы все это стало быть возможным?
Если мы говорим о невротической параноидальной структуре, то в детстве такого человека можно увидеть теплую семью, но с постоянно идущим фоном сарказмом. Если у ребенка что-то не получается, то родители его подкалывают. Вроде как даже и не зло. Но из-за постоянных подколов ребенок начинает бояться показать свою слабость. Добавим к этому тревожную мать (или того, кто стоит на ее месте). Такие мамы катастрофизируют ситуацию (например, ребенок еще только сел на качели, а у матери в голове уже сцена, как ребенок лежит в реанимации после падения с этих качелей). Тревога мешает разграничить мысли и фантазии. И когда тревога зашкаливает, мать дает соответствующее сообщение ребенку на поведенческом уровне (в нашем примере бежит в испуге к ребенку и снимает его с качелей). Ребенок понимает, что мысль равна поведению, а мир опасен и враждебен. Но слабость проявлять ему никак нельзя.
Если мы говорим о пограничном параноике, то и там в детстве были критикующие родители, которые хотели сделать выносливого и сильного ребенка. Такие родители говорят, что они единственные люди, которым стоит доверять - вне дома одни сволочи. Ребенок видит, что это не так, и внутри него возникает конфликт. Но авторитетные родители наказывают за слабость и непослушание. Обычно они наказывают также через унижение. Вырастает солдат, начинающий все больше уставать со временем и готовый стрелять на первый шорох. Если дотронуться до такого человека - у него очень быстро сократятся мышцы.
В обоих этих сценариях видна основная структура формирования параноидного характера, описанная Фрейдом. По его мнению речь идет о развитии после первого года жизни человека. Формирующееся Супер-Эго воздействует настолько сильно, что у человека в голове возникают бредовые построения и формируется базовая защита - проекция. В результате человек всегда ждет, что кто-то ему навредит, ждет эксплуатации, обмана и опасности, а также склонен видеть скрытые угрозы. Он никому не доверяет и крайне обидчив. С одной стороны он хочет найти себе сторонников и друзей, с другой стороны - не доверяет своему окружению. В этом конфликте и живет.
Важно понимать, что это бредовое построение не включает в себя галлюцинации (а если включает, то речь идет скорее о параноидальной шизофрении, а не о паранойе). Так вот эта бредовая система очень ограничена определенным контекстом. В остальных сферах у такого человека может быть все в порядке, у него не повреждено мышление. Искажения начинаются только если он попадает в свою "тему".
Я не буду говорить о психотерапии (с этим обращайтесь ко мне лично, если актуально), я буду говорить о бытовом общении.
- Параноики быстро реагируют. Пример: человек, который боится гипноза, входит в комнату к специалисту и видит среди массы висящих на стене дипломов именно тот, который связан с гипнозом. Причем видит с расстояния нескольких метров. Человек все больше ищет подтверждения своей картине мира. Он боится, что его разоблачат и страх этот трансформирует в энергию сканирования окружающего пространства. Учитывайте это.
- Не напрягайте зря такого человека частыми изменениями: если вы ходите с собранными волосами и в красной майке, то так и встречайте его впредь. А то он сломает себе голову в попытках понять, почему вы сегодня выглядите иначе и чем ему это грозит. Вам важно быть последовательным с ним - у него все очень плохо с чувством безопасности. Он может не успеть внести неожиданные изменения в свою картину мира и его это знатно напрягает.
- У параноиков много страха, который смешан со стыдом. Но это вовсе не нарциссический стыд - нарцисс знает, что стыд есть и боится его. Параноидальный стыд это стыд, который вытесняется полностью. Разговоры о том, стыдно ли им - бесполезны. Они стыд на сознательном уровне не переживают.
- Параноики весьма осторожно относятся к шуткам. У них так себе с чувством юмора. Можете пошутить про самого себя, но шутку про них они не поймут.
- Порой у параноиков случается псевдо-эротический перенос. Причем к людям своего пола. Обычное желание близости, дружбы и теплых отношений с человеком одного с ним пола вызывает у такого человека гомосексуальную панику. Если у него появляется желание близости, то он сразу думает о эротических чувствах, причем может спроецировать их на собеседника. А за желанием близости ведь не обязательно стоит эротизм, правда? Так что в таком случае можно явно сказать человеку, что "ничего эротического тут нет, а желание близости с другим человеком это нормально".
- С такими людьми нужно быть очень внимательным к их границам. Забота или критика будут восприниматься в штыки. А вот рациональный интерес ("как тебе с этим живется?") параноик принимает.
- Параноидальность с возрастом усиливается.
- Нельзя запрещать поведение, которое обусловлено психопаталогией, потому что выполнить запрет человек не может. Но вы должны знать, что в паранойе всегда есть элемент внутреннего накручивания самого себя. Если вы внимательны, то можете увидеть, как накручивание произошло. Интересно, куда еще мог пойти вектор развития мыслей у этого человека? Можно исследовать. Но никогда не подвергайте сомнению паранойю. Уводите фокус внимания. Например: "Да, человек хотел вас отравить, но скорее всего не обязательно вас. У него может работа такая травить всех, а вы под руку попались". Давайте альтернативы, не исключая паранойи.
- Чаще открывайтесь перед таким человеком, говоря о собственных ошибках и страхах. Признание того, что вы не идеальны, это мощный фактор, помогающий ему строить с вами отношения. Нашли свою ошибку? Извинитесь и признайте ее.
- Невротические параноидальные клиенты часто применяют проективную идентификацию. Они думают, что вы на них злитесь и вы действительно начинаете на них злиться. А еще в контр-переносе у вас часто может возникнуть чувство бессилия.
Параноики часто воспринимают идею психотерапии как возможный способ очищения - от плохих мыслей, страхов... На деле психотерапия нужна им для того, чтобы научить их принимать страхи, как часть жизни. В противном случае им скорее в монастырь на многомесячный ретрит. Что тоже, конечно, возможный вариант...
Тэги записи: психотерапия