В понятии нарциссизма кроется большой парадокс. С обывательской точки зрения это предельная самовлюбленность, а вот на самом деле это предельная нелюбовь к себе. Я порассуждаю о патологической потребности в достижениях. И хочу рассказать вам кое-что о том, как формируется нарциссически организованная личность.
Есть люди, принципиально ненасыщаемые вниманием и теплом других людей. Те другие на бытовом языке называют таких ненасыщаемых людей «вампирами». Если поговорить с такими «вампирами», то подчас можно услышать о разрыве с кем-то из значимых взрослых, произошедшем в далеком детстве. Или о том, что их отвергли. Такое событие относится к нарциссической травме. Эти люди постоянно идут вперед. Они зависимы от собственных достижений, но, как в известном анекдоте, эти достижения их не радуют. Одной из особенностей поведения таких людей является так называемый механизм опережающего отвержения. То есть речь идет о том, чтобы бросить другого человека до установления опасной близости. Отношения они развивают до определенного этапа, после чего начинают чувствовать опасность.
Нарцисс уверен в том, что в глубине своей личности он не совершенен: слабый, немощный, глупый. И из-за этого он чувствует стыд. Вокруг этой структуры образуется ложное Я, стремящееся скрыть этот стыд. И чем дольше живет человек, тем больше он чувствует себя своего рода матрешкой, в которой истинное Я скрыто ложными. Так у него возникает ощущение, что и внутри него пусто. И это ощущение дает очень сильное нежелание встречаться с пустотой - человек не хочет встречаться с собой внутренним. Возникает постоянная неуверенность в себе (комплекс неполноценности) и тратится масса усилий, чтобы ее скрывать. Возникает зависть к "идеальным" людям и обесценивание людей "обычных".
Почему я хочу рассказать о нарциссизме? Я всегда внимателен к моим клиентам и к тем тенденциям, которые возникают в работе. Как правило, заявки разных людей в какой-то момент начинают повторяться, пересекаться… Оно и понятно: с одной стороны все мы живем в социуме, он не может не влиять. А с другой стороны – каждый консультант притягивает к себе все-таки определенные типажи людей. Так вот количество нарциссически организованных личностей в моей практике на какое-то время увеличилось, и пришла пора сказать хотя бы пару слов о том, о чем, конечно же, написано много книг. Но книги все как одна написаны сложным языком. А я постараюсь рассказать просто...
Итак, у нарцисса есть:
- Ущербное истинное селф (синоним слова "я"). Оно фрагментированное, жаждет слияния, но боится. Оно жаждет быть отраженным.
- Фальшивое селф. В нем проявлена зависимость от успехов, чувство собственной значимости, сосредоточенность, педантичность.
- Симптоматическое селф. Проявляется в моменты, когда защита проваливается. Тут ощущается стыд перед другими людьми и вина перед фигурой родителей, ощущение ничтожности, обесценивание, депрессивные состояния, психосоматический расцвет.
В моменты, когда есть часть личности, которая не может быть интегрирована. У патологических нарциссов не интегрирована часть личности, отвечающая за самовыражение. Когда ребенок начинает отделяться от родителей, то у него неизбежно возникает вопрос "Кто я?". Задача родителей в этот момент отражать, то есть называть словами эмоции, которые ощущает ребенок. Например, так: "Сейчас ты грустишь потому что потерял любимую игрушку. Когда мы что-то теряем, мы грустим". Но родители нарциссов наоборот ищут отражение в ребенке, вместо того, чтобы отражать самим.
Внутри такой личности возникает конфликт между тем, что есть на самом деле, и тем, что хочется видеть родителям. Та же история происходит и с истерическими матерями. У них также могут быть дети-нарциссы.
Итак, нарциссическое расширение - это некое особенное переживание ребенка, который хорошо учится, который послушный и который многого достигает… И главным в этом переживании является ощущение одиночества. Родителей интересуют скорее внешние социальные результаты, чем то, как именно устроен внутренний мир такого ребенка. Не со зла. Просто не все в этом мире психотерапевты. От такого ребенка многого ждут. Он живет в поле высоких ожиданий. Часто родители хотят, чтобы у детей было то, чего не было у них самих. И размышляют приблизительно так: Я сам не смог получить высшее образование, так что у ребенка оно точно должно быть. Или же наоборот: У меня было образование, значит и ребенок должен пойти по моим стопам.
У такого ребенка нет фокуса внимания на осознании собственного Я. Он очень часто перестает получать родительское внимание как только перестает содействовать их целям. Но есть и еще один способ рождения нарцисса. Так называемая нарциссическая фиксация. Она происходит в подростковом возрасте в случае, если подросток вынужден опираться только на свои собственные силы…
- В процессе использования ребенка для подтверждения своего статуса: "Ребенок у меня хороший, а значит я хорошая мать (отец)". Мы редко услышим истории про нарциссическую маму. Обычно будет фигурировать папа, а мама как бы находится в тени. Но такие пары создаются по подобию и почти всегда нарциссизм будет также и у мамы, просто папа ведет себя ярче и громче.
- Или же родители ребенка поочередно то идеализируют, то обесценивают. Ребенку транслируется: "То, кем ты являешься, меня разочаровывает и злит, но если ты будешь тем, кем я хочу, то я тебя полюблю, а если нет, то не полюблю". Потом этот выросший ребенок на психотерапии будет сначала идеализировать, а потом обесценивать терапию и самого терапевта. Да и жизнь. В воспоминаниях будет звучать: "Когда я хотел самовыразиться, меня наказывали". Это и есть нарциссическая травма. Окружение требует от личности, чтобы она стала другой, а не той, которой она является: "Не будь таким, какой ты есть, и тогда я буду тебя любить".
- Речь может идти о конфликте между родителями, где один из них идеализирует, а другой - подавляет ребенка или подростка, конкурирует с ним и не дает самовыражаться.
- Еще одна причина возникновения нарциссизма - это зависть, которые родители испытывают к ребенку... Вы скажете, что такого не может быть и что такую зависть сложно себе представить. А вы только посмотрите на этого маленького человека, перед которым распахивается мир. В нашем детстве не было таких игрушек, технологий, профессий. У него все впереди, а у вас?.. Впрочем, напомню, это я просто показываю, как может возникнуть зависть к ребенку.
Когда эти люди взрослеют, то идут они по жизни гордо и с претензиями к окружающим. Они зависимы от достижений, манипулируют. Как только рушится какой-то внешний успех, происходит погружение в стыд, депрессию, ипохондрию, приступы отчаяния. Они не умеют принимать поражение, пытаются задавить ситуацию силой. Порой случаются сильные приступы нарциссического гнева - у них нет проблем с его выражением. В этом видно отличие от человека с комплексом зависимости, который уверен, что если он будет злиться, то будет только хуже, мол, я обозлюсь и от меня откажутся.
Нет проблем у нарцисса и с образом тела: границы тела они чувствуют превосходно и хорошо отделяют себя от других людей. И эти другие его мало интересуют. У них нет шизоидного страха и ужаса и нет проблем с безопасностью: они умеют себя подать. Нарциссическая травма начинается именно с момента самовыражения - с 10-15 месяца жизни. Они начинает самовыражаться, а родители фрустрируют. И фрустрарации тут сложнее, чем при возникновении мазохистской или созависимой структуры личности.
Можно утверждать, что элементы нарциссизма есть в любой детской травме:
- От шизоидной личности требовали, чтобы она перестала существовать.
- Оральной личности запрещали хотеть и желать.
- Симбиотической личности не давали развивать свои индивидуальные возможности.
Везде, как видите, есть элементы отсутствия отзеркаливания. Поэтому выходит, что человек может не иметь нарциссической структуры личности, но иметь нарциссические реакции.
Нарциссов можно спутать с обессивно-компульсивными личностями из-за их педантичности. Но если обсессивно-компульсивному можно предложить интерпретацию, что его стремление к мелочам служит для маскировки, например, злости, то он воспримет это. А нарцисс не примет такую интерпретацию - по его мнению злость и так можно выразить.
Еще важно отличать нарциссическую депрессивную стадию от депрессивной структуры личности. У человека с депрессией внутри вина и наполненность критичными родителями, а у нарцисса - пустота. Депрессивный скажет, что он плохой, но "реальный", а у нарцисса нет ощущения собственной реальности.
Узнаваемый когнитивный стиль - это перенос ответственности: они легко обвиняют других, не видя своих негативных черт (но это если нарцисс устойчивый, в противном случае вылезет психосоматика). Если нарцисс находится в депрессивном симптоматическом селф, то могут возникать навязчивости, потери приоритетов с уходом в неважные и не срочные дела, откладывание. В приближении к истинному селф мышление начинает выключаться. Хорошим сдвигом в терапии будет момент, когда нарцисс скажет, что не может думать - так начинают прорываться чувства. Стыд затмевает мысли. Он теряет способность мыслить, но находит себя настоящего. Важно в процессе терапии видеть внутри этого человека маленького нерешительного ребенка.
Жизненные сценарии:
- Я должен знать все, ничему не учась.
- Мне все должно даваться легко.
- Я должен всех восхищать или я ничто (именно этот сценарий описывает суть нарциссических защит, а именно автоматические перемещения от идеализации к обесцениванию и наоборот).
- Я не должен совершать ошибок.
- Я не должен привязываться. Если это случится, то другой человек увидит меня таким, какой я есть, и ранит меня этим. Я не должен привязываться, чтобы не стать уязвимым. Все принадлежащее мне должно подтверждать мою исключительность.
Но что при этом нарцисс говорит сам себе? Его монолог приблизительно такой: "Я ничего собой на самом деле не представляю, но об этом никто не должен знать. Если кто-то узнает, как все обстоит на самом деле, то я буду унижен. Мир делится на тех, кто совершенен и неудачников. Мне надо превозмочь себя, стать совершенным и идеальным. Все мое должно быть лучшим. Меня оценивают. Все время. И нужно постоянно развиваться и идти вперед". В этом содержится позитивный аспект комплекса: энергия развития и сакральность. Также некоторые исследователи говорят, что может существовать в какой-то степени и "здоровый нарциссизм". Например, благодаря ему женщина может разорвать созависимые отношения с алкоголиком или наркоманом.
Давление скачущее (часто повышенное, которое рассматривается бессознательно ими как нечто "достиженческое"), сердечные заболевания, поверхностное затрудненное дыхание, астма ("нельзя демонстрировать то, что есть на самом деле, как, например, свободное дыхание"). Проблемы с тазовой областью и талией.
Есть два основных (противоположенных друг другу) подхода к терапии нарциссизма. Оба они основаны на том, что у нарциссов дефицитарная структура психики.
Школа Кохута, согласно которой мы видим некую деформацию из-за не полученных в детстве ресурсов. Предполагается, что если мы человеку этих ресурсов добавим, то деформация исчезнет. Поэтому тут идет речь о терапии вниманием, эмпатией, поддержкой.
Школа Кернберга утверждает, что в результате детской травмы деформация такова, что бесполезно ее исправлять. Надо "обрезать" травмированные части личности. Выпалывать их как сорняки. И тогда цветок расцветет. "Выпалывать" в данном контексте означает жестко атаковать нарциссические защиты: идеализацию и обесценивание. Показывать жадность и зависть человека. Да, такая терапия жесткая, но нарциссы довольно устойчивы и жесткой ее не посчитают.
Кстати, Фрейд не брал нарциссических пациентов в анализ потому что у них нет объектного переноса (из-за безразличия к объектам): того переноса, в котором есть взаимодействие с терапевтом и в котором глубина терапевтических отношений усиливается. Вот с истерическим пациентом каждая сессия наполнена, интересна, происходит постоянное углубление с большим количеством переживаний. А тут переживаний значимо меньше, сессии кажутся пустыми и в какой-то момент становится соблазнительным начать развлекать клиента или требовать от него развлечений, интересных снов, живых фантазий. Но это не то, что нужно такому клиенту.
Тут могут быть четыре возможных вида переноса (чисто формально это не столько перенос, сколько требования, предъявляемые для того, чтобы восполнить внутренние психологические дефекты - в них нет инстинктивных желаний, которые пересекали бы барьер вытесненного):
- Слияние с фигурой, которую нарцисс посчитает значимой. Тогда он будет видеть нимб над головой терапевта. Такое слияние безопасно для нарцисса.
- Близнецовый перенос: "Мы с вами очень-очень похожи. Может вы чуть больше знаете о психологии. Но вы такой же, как я".
- Отражение: в другом человеке видятся только те качества, которые будут подкреплять чувства своей собственной значимости и величия.
- Идеализация: фигура сначала ставится на пьедестал, а потом с ней начинается конкуренция (ведь с идеалом по мнению нарцисса нужно конкурировать). Клиент пытается не вылечиться, а обыграть терапевта. Например, тут может рассказываться некоторая "травмирующая" история с попыткой статусно унизить терапевта. Что-нибудь вроде: "Эх, на моей личной конюшне стены покрашены не в моей любимый цвет. А у вас ведь до сих пор нет своей конюшни?".
Контр-перенос (ощущения терапевта):
- Терапевт ощущает, что его обесценивают.
- Он злится, когда его поливают грязью.
- Он подавлен, ведь он пытаетесь помочь, а на него все время давят.
- Ощущение неполного присутствия клиента. Он с вами не до конца (с шизоидами и симбиотиками это всегда наоборот).
- Может быть взаимное восхищение с клиентом (если терапевт тоже нарцисс), а потом они друг друга наперегонки обесценивают.
- Замешательство у тех терапевтов, которые пока что не готовы встречаться с гневом.
- Желание вздремнуть (при этом у терапевта в голове есть объяснение, что, мол, жарко в кабинете, но уже со следующим клиентом сонливость пропадает).
- Нужно добраться до нарциссической травмы. А для этого надо вернуть клиента в то детское состояние, где его должны были отражать. Ему был важен именно этот процесс, но вместо этого его заставляли отражать других. Терапевт становится зеркалом, которое отражает то, кем является клиент, говорит безоценочно и дает возможность клиенту слиться с ним, побыть близнецом и побыть отраженным ребенком. В проработке будет выражаться ярость от того, что его не принимали таким, какой он есть.
- Работа с ожиданиями и разочарованием. У него есть много переживаний, связанных с тем, что он не оправдал ожидания кого-то из родителей. С этими переживаниями нужно взаимодействовать, а также рассмотреть родительские ожидания. Для этого можно использовать различные варианты расстановок или метафорические карты: Вот вы, вот ожидания, вот мама... Все истории о нереализованных родительских мечтах оставляем родителям. В клиентском запросе нарцисса нужно прорабатывать реалистичность его ожиданий. Ожидания у них завышенные. Они ставят себе недостижимую планку. Надо "возвращать" то, что этого результата может и не быть. Например: "Сколько килограмм вы хотите сбросить? А сколько будет реально? А теперь скажите о результате которым вы будете довольны, даже если он не будет идеальным?".
- Ключевая терапевтическая практика - это отказ от оценки. Как только я оценил объект, как "хороший", я к нему привязался - он мне важен. Как только я этот объект обесценил, то также вынужденно взаимодействую с ним, например, пытаясь от него убежать. В каждый момент времени нарцисс сам поддерживает свою проблемную структуру личности, создавая как хорошие, так и плохие объекты. Терапия комплекса неполноценности это установка адекватного внутреннего зеркала-ориентира.
- Проработка страха найти очередную идеальную фигуру. Это страх перед новой травмой, мол, я опять найду идеальную фигуру и снова не выполню перед ним ожидания. Этот страх параноидальный. В нарциссической картине мира ошибок быть не должно.
- Работаем со стратегиями, слиться, стать близнецом. Учим отличать, где чье. Работаем с тем, что хотят другие люди, и как находиться в контакте так, чтобы и тому было там уютно.
- Работаем с фальшивым селф. Оказывается, можно сохранять устойчивость, не имея социального статуса. А счастье и успех это вообще разные вещи.
- Потихоньку на первый план выдвинется пустота - темы клиента исчерпаются, а связи с его внутренним селф у него нет. В этой работе случаются большие паузы, повторы - терапевт ощущает скуку. Но это контр-перенос - это скука самого клиента. За ней стоит недостаточный контакт с настоящим я. Задача терапевта - достичь этого контакта, но скука и ощущение, что никуда не продвигаешься, в терапии нарциссизма неизбежны.
- Высокомерие и надменность. Для нарцисов не важно самораскрытие терапевта. У них позиция: "Ну рассказал это странный человек какой-то факт о себе. Ну и что? Мог бы и не рассказывать - ничего не поменялось бы".
- Комплекс самозванца ("Если бы все знали, какой я есть на самом деле, меня бы уже отсюда выгнали"). Заполняем пустоту. Рассказываем про то, что внутри человека может быть и плохое, и хорошее, и что он не только плохой. И это нормально. Нет однозначной оценки качеств. Лень это, например, способность концентрироваться на главном. Делаем рефрейминги и объясняем, что не может человек быть однозначно плохим.
- Помогаем развивать эмпатию. У них нет особого интереса к другим людям (разве что, если их можно использовать или как то повысить свою значимость за их счет). Они гневаются на терапевта, если тот недоступен. По их мнению терапевт должен помогать клиенту хоть посреди ночи. Это нарциссический гнев (кстати, нарциссы могут сравнительно легко переходить к психотическому полюсу). Они могут злиться на хобби партнера, кода тот недоступен. Как понять, какие чувства испытывает человек? Им не понятно, как можно испытывать интерес к людям. Терапевту нужно помогать научиться испытывать интерес к другим.
- Работаем с тем, что такое любовь. Как это, когда тебя любят просто так, а не за что-то конкретное? За что вас любит ребенок? За высокую зарплату или очередной сертификат? Но могла ли чрезмерная любовь привести к возникновению нарциссической личности? Могла, если это была не к ребенку, а любовь к идеальному качеству (например, любили только играющего в шахматы ребенка, или ребенка, способного быстро считать в уме).
- Как доверять истинному Я, когда оно воспринимается как слабое и никчемное? Помните, что у нарциссов - фальшивое селф. И эта маска является самой мощной защитой. Как вы можете помочь вашему внутреннему ребенку реализовать его возможности?
- Работаем с осознанием ограничений. Ни один человек не может все. Где границы моих возможностей? Инфаркты-инсульты - психосоматика нарциссов-достиженцев - людей, которые очень много работают, потому что без них "все встанет".
Нарциссизм - болезнь нашего века. Родители делают из ребенка идеал. В последнее время есть слишком много ожиданий к детям. У родителей постоянно возникают вопросы: как помочь ребенку развиться максимально эффективно, а истинные таланты, слабости и склонности ребенка при этом не учитываются. У родителей на это наверняка есть свои причины - они тоже люди, тоже имеют право на ошибку. Общество также поддерживает нарциссическую структуру, постоянно поощряя стремление к успеху и более высокому социальному статусу. Многие из таких личностей даже преуспевают, отрицая на сознательном уровне все описанные выше внутренние переживания. Они могут даже вызывать восхищение других людей, но где-то глубоко в них живет принципиальная ненасыщаемость и постоянное желание новых достижений, которые тоже не радуют.
Что делать? Терапия. Часто очень-очень длительная. С отказом от зависимости от внешних социальных достижений: карьеры, бизнеса, доходов…
Оно того стоит? Если честно, то да. Но будет трудно.
Обращайтесь. Разберемся.
Тэги записи: психотерапия