Иерархическая структура логических уровней может стать источником интересной и комплексной метафоры. А задействованный и акцентированный визуальный канал восприятия может приводить к тому, что работа по интеграции будет вестись очень быстро. В такой метафоре переходы с уровня на уровень происходят очень быстро, к тому же постоянно сохраняется комплексное восприятие цельной структуры. Важно, чтобы принятые визуальные образы были некоторым образом иерархически организованы.

Так клиент ассоциировал уровень миссии с визуальным образом моря, соединяющегося с небом. Причем таким образом, что линия горизонта была практически не видна. Уровень идентичности символизировала гора у этого моря, и разные черты характера превращались в глубинные характеристики этой горы. Ценности и убеждения - тропинки на горе. Способности символизировались внешним видом путника на этой тропинке. Поведение - собственно его поведением. Окружение - присутствие или отсутствие людей и объектов непосредственно рядом с путником.

В этом подходе можно обращать особое внимание и на индивидуальную символику. Так клиент предложил образ летящей птицы, который с одной стороны являлся частью его собственного окружения, с другой - позволял при ассоциации с ней выходить в мета-позицию, если этого требовала работа.

Вопрос: "на что следует обратить внимание в этой картине?" быстро определял логический уровень, который требовал непосредственного внимания. В приведенном примере это могло быть "неспокойное море", "заваленная камнями тропинка" и так далее. Интересно, что в работе с подобными метафорами можно использовать субмодальности, что помогает интегрировать логические уровни. К примеру, можно использовать субмодальные техники вида "перевод замешательства в ясность", когда в результате субмодального сдвига и превнесения ресурса происходят выравнивание по логическим уровням, а критерием этого является калибровка ресурсного состояния клиента при переносе фокуса внимания на любую деталь описываемого им мира.

Другие знаковые визуальные объекты в этом мире намеренно отделенные от цельного образа проассоциированного с ЛУ - я воспринимал как метафору не структурированного, не отрефлексированного опыта. Так описанная пропасть была первоначально скрыта туманом. И трансовая работа по восстановлению ее цельного образа привела к осознанию незавершенности ряда сходных вытесненных травмирующих событий в жизни клиента. Сама трансформация образа пропасти оказалась возможной благодаря выстроенному ранее образу гора-море-небо-путник-дорога-люди. В результате процесса получился такой классический safe place.

Возможно описание проделанного и в холодинамической парадигме. Так возникали спонтанные трансформации объектов после внесения туда неспецифического ресурса "поля любви" (более активного ресурса), "принятия" (более пассивного ресурса)... Для сформировавшегося места была использована метафора "место свободы и покоя". В ряду сопровождающих путника людей были выделены некоторые значимые фигуры, которые в потенциале могли вырасти в "советников круглого стола".

Подытожу. В работе по интеграции ЛУ с помощью визуальных образов я придерживался двух направлений:
1. Субмодальные сдвиги помогали переходить к ассоциированному сенсорному описанию от оценочного.
2. Вопросы по описанию сюжета использовались для достижения нужной степени диссоциации-ассоциации.

Тэги записи: nlp

2 Comments

Comments are closed.