То, что позади нас и то, что впереди нас значит так мало в сравнении с тем, что внутри нас.
Ральф Уолдо Эмерсон
В свое время довелось мне работать главным редактором одного местного израильского русскоязычного издания (журнал "Интерфейс"). А надо сказать, что до этого пришлось пройти всю журналистскую иерархию: переводчик, автор, корректор, выпускающий редактор…
Существует «Принцип Питера», гласящий, что «В иерархической системе любой работник поднимается до уровня своей некомпетентности». То есть пока человек компетентен, его продвигают вперед – на повышение… А как только его перестают продвигать, так это верный показатель того, что человек достиг своего потолка. То есть перестал проявлять компетентность. То есть стал некомпетентным. Да, я знаю, что этот принцип критикуется в последнее время, но он удобен для объяснения того, что мне бы хотелось до Вас донести.
Вот и приходилось мне для продвижения по карьерной лестнице на каждой ступени проявлять навыки, свойственные следующей ступени: в момент переводческой деятельности делать переводы авторскими, а в момент подготовки статьи исправлять все ошибки и описки, делая работу редактора в принципе ненужной.
И в большинстве занимаемых должностей в обязанность вменялось не только гладко излагать свои мысли, но и делать это грамотно. Я уж и не помню, в какой момент я связал компетентность и отсутствие ошибок в работе в своем внутреннем пространстве. Но любая ошибка буквально била по самолюбию вместо того, чтобы чему-то обучать. А поскольку писать грамотно я не умел, то самолюбию пришлось несладко. Словарь стал моей настольной книгой, а причастные обороты снились ночами, зловещими тенями вторгаясь в мои сны.
Каждая описка становилась моим личным врагом. И я мог легко отказать автору в публикации его статей, если они были написаны безграмотно. Но это еще полбеды. Меня начали раздражать ошибки в письмах моих друзей. В своих ответах на их письма я даже не ленился эти ошибки исправлять. А была бы в моих руках ярко-красная ручка, я бы их и подчеркивал… Утрирую конечно, но мое отношение к моим ошибкам постепенно распространилось и на чужие ошибки – я стал менее терпимым, угрюмым и придирчивым…
Стоит ли говорить, что фокус внимания на ошибках своих и чужих – ошибочен? Ну да, понимаю, что это парадокс, который к тому же отчасти нарушает логику следующего абзаца, но никак не мог отказать себе в удовольствии сделать эту ошибку…
Посему идея данной статьи такова: некоторым из нас стоит устроить себе реабилитацию и даже, возможно, улыбнуться, что позволит более эффективно делать то, что мы делаем. А для этого:
- Находим примеры из нашей жизни, в которых мы легко относились к чужим ошибкам в те моменты, когда эти ошибки не относились к нам. Не игнорировали их! А легко относились. Эти самые ошибки присутствовали. И, возможно, были весьма серьезными. Точнее, не ошибки были серьезными, а их последствия для тех, кто их совершил. Мы же по последствиям судим об ошибках. Так? Или мы уже на той стадии, когда ошибка нас раздражает сама по себе, даже если не влияет вообще ни на что.
- А можем ли мы найти примеры, когда чужие ошибки приводили к неприятным последствиям для нас? Только в данных примерах мы точно знали, что делать с этими последствиями. И находили внутри себя ту легкость, которая позволяла нам эти последствия успешно разгребать. Давайте только не брать для данной тренировки ошибку, приведшую к очень и очень серьезным последствиям, если такое когда-либо было. Возьмите менее серьезную задачу.
- Найдите те контексты в Вашей жизни, где Вы в будущем сможете себе легко позволить совершить ошибку. Совершите ее. Да! Намеренно ее совершите. Скажем, я могу написать слово «ошибка» так: «ашипка». Или пропустить пару-тройку запятых. Или где-то слишком вольно обойтись с логикой. И я легко позволяю себе такие огрехи в общении с друзьями по «аське». Или даже в этом тексте. И мир от этого не рушится. Мир вообще мало от чего может разрушиться. Он прочнее, чем мы о нем думаем.
- Получите удовольствие от совершенной ошибки. Помните статью, в которой мы говорили про критика и почитателя? То, что мы делаем, – это позволяем и почитателю тоже высказаться по поводу случившейся лажи. Для Вас странно, что ошибаться можно весело и с удовольствием, выслушивая не внутренний наезд, а похвалу? О, тогда Вам нужно повторить пункты 3 и 4 несколько раз. Пока Вы не поймете сами, что это возможно. Ведь вряд ли все то, чему Вы научились в раннем детстве, получалось у Вас с первого раза. Возможно, Вы ошибались. Но не всякий же раз Вас за это ругали? Скорее всего, наоборот – Вас хвалили. За желание. За волю. За новую попытку…
Мы все это делаем и для того, чтобы дать возможность тем нашим субличностям, которые хотят ошибаться, совершать эти ошибки. А такая потребность у некоторых из нас есть. Стоит за ней желание осуществить шаг влево или шаг вправо, ощущая свободу от навязанных правил, ну или для чего-то иного, чем-то похожего или отличающегося от данного мною описания. Но теперь эта внутренняя потребность уже не мешает жизненно важным нам делам. Тот внутренний саботажник играет в песочнице, получая искреннее удовольствие.
Кто-то, возможно, подумает, что мои рекомендации могут привести к тому, что Вы начнете позволять себе ошибаться и в более важных делах? Позволение ошибиться не приводит к ошибке. Особенно когда желание ошибаться уже удовлетворено в безопасном для Вас контексте. Скорее вследствие общего расслабления ошибок даже станет меньше. И справляться с их последствиями Вы будете быстрее… Вот такая математика.
Потому и позволяю я себе описки и ошибки в данном тексте, что лично для меня, как не странно, прогресс.
Спасибо)
ух ты!!
спасибо!